Среда, 01.05.2024, 23:41
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории каталога
Кихон [1]
Ката [12]
Кумите [3]
Прочее [27]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 224
Главная » Файлы » Тренировочный процесс » Ката

методы работы в КАТА
[ ] 22.11.2008, 13:55
Ката подразделяются на 3 категории:
хёйен-ката (Hyоen-Kata) - технические ката,
рентан-ката (Rentan-Kata) – энергетические ката,
ринто-ката (Rintо-Kata) - боевые ката.


Первые две категории ката являются подготовительными, позволяющими ученикам приобрести необходимые навыки для перехода к ринто-ката. Большинство движений рентан-ката и хёйен-ката не являются удовлетворительными с точки зрения выбора скорости, времени и положения тела в бою. Почти все современные ката принадлежит к этим двум категориям, в то время как ринто-ката практически забыты, так как их методики входили в «наследственную» систему с тайной передачей.


Хёйен-ката - это движения в упрощенной форме, с подчеркиванием стандартных положений, чтобы сделать их более доступными для понимания. Эта демонстрационность в ката подчеркнута в выполнении действий. Хёйен-ката – это то, что наиболее часто демонстрируется на соревнованиях.

Рентан-ката – ката, которые включают множество методов Ки-Гонг (Qi-Gong). Это, например, такие ката как Сантин, Текки (Найханти) или Хангецу (Сейсан) - типичные рентан-ката.

Ринто-ката - ката чрезвычайной сложности, они являются самым прагматичным методом. Если истинное осознание боя отсутствует, то это не ринто-ката. Ринто-ката не имеют таких четких и очевидных целей, как две первые категории, так как они направлены на эффективную форму ведения боя. Согласно понятий ринто-ката, бункай – это еще не достаточное доказательство эффективности. Бункай - это лишь один из этапов (уровень Ха) изучения ката. Только знание бункай не означает того, что в бою все эти приемы можно эффективно применить.

В первые годы после войны на последнего мастера школы Кайсин-Рю (Kaishin-Ryu) из Синбу-Кан (Shinbu-Kan) Ясудзи Курода (Yasuji Kuroda) напали вооруженные короткими мечами четыре якудза. Курода был безоружен. После боя он рассказывал: «Между ката, которые я практикую каждый день, и боем не было никакой разницы. Поэтому эта схватка была мне не ни приятна, ни интересна.».

Курода говорил о ринто-ката. Он не говорил, что против такого-то и такого-то приема он противопоставил то-то и то-то, нет, вместо этого он сказал, что применял ката. Чтобы понять, насколько серьезен такой бой, особенно против ножа или меча, рассмотрим пример.

Кендзи Куросаки (Kenji Kurosaki) – мастер Кёкусин-Кай (Kyokushin-Kai), который первый выступил на соревнованиях против муай-тайского мастера, приезжавшего продемонстрировать возможности своего искусства в Японии. Сегодня, будучи в возрасте 60 лет, он имеет репутацию настоящего бойца, которую бесспорно получил, участвуя в турнирах по боями без правил. Вот, что он ответил на вопрос о бое с вооруженным противником в своем фильме «Подготовка воина-демона»: «Что делать, если на вас напал противник, вооруженным ножом?» Ответ прост. Вы должны иметь оружие, которое длиннее, чем у него. Если у вас его нет, то развернитесь и бегите. Некоторые люди настолько глупы, что вступают в бой против вооруженного противника, думая, что смогут победить, как герои из комикса, не осознавая опасности острого лезвия. Слепой человек не боится змеи. Это, по крайней мере, из моего опыта.».

Из этих примеров можно оценить уровень мастерства Курода, а также уровень ката в его школе. Эти, очень суровые ката, были выработаны в его школе селективно и навыки, полученные в них, достигали высочайшего уровня. Ничего подобного в современном Каратэ сейчас нет. Видимо, причина в том, что с начала 20 столетия, ката развиваются только по категориям хёйен и рентан, потому что они более просты и доступны в обучении, что было необходимо для популяризации Каратэ.

С помощью многолетней практики ринто-ката достигается состояние, при котором психофизические, ментальные аспекты человека и Путь Каратэ становятся одним общим.
Методы в ката

Тинкути (Chinkuchi) - это элемент физического обучения всевозможным перемещениям в ката, и, в общем, применяемый во всех методах Каратэ. Тинкути исследует аспект Уру или по-другому говоря - скрытых методов в Каратэ. Цели Тинкути – это взаимодействие разума, тела и физической силы, которое необходимо, чтобы любое наступательное или защитное перемещение тела было достаточно экономно (сохранение энергии). Движения рук, ног и бедер должны быть достаточным и не чрезмерным. Такая компактность частей тела и экономность перемещений позволяет создать невидимую «защитную зону» вокруг тела, которая позволяет лучше закрывать более уязвимые внутренние органы. В целом процесс Тинкути - это физическое состояние, достигаемое в результате соединения разума и тела, которое использует систему скелетных мускулов, сухожилий, соединительной ткани и баланса тела, чтобы ускорить и развить поразительную скорость удара или блока. При этом может использоваться все тело, а не только его отдельные части. Владение Тинкути позволяет человеку быть готовым к ударам, защищаться без опасных раскрывающих тело жестов, а также существенно нарастить силу и скорость техники.

Для Тинкути всем телом важна практика динамической напряженности, например, энергетические ката типа Сантин, Текки или Хангецу, либо Тинкути может изучаться только для его применения отдельными частями тела. При достижении определенного опыта в Тинкути можно использовать практику с оружием (Кобу-До).

Определить использование Тинкути при выполнении техники Каратэ могут только те, кто сами опытны в Тинкути. Но, в общем и целом, Тинкути проявляется, как скорость жестов, которые почти невозможно зафиксировать глазами, перемещения варьируются от мягкого до резкого, что позволяет уходить от опасных захватов, а также в особенно резких и неожиданных перемещениях с нанесением ударов. Тинкути, как и некоторые другие методы Каратэ, связано с теорией «Твердое» – «Мягкое» или «Сильное» - «Расслабленное» (Го - Дзю).

Мутими (Muchimi) - образно представляется как «липкие» упругие движения (Ива). Образ «Ивы» должен помочь человеку понять важность состояния необычайной упругости в экстремальных ситуациях. Гибкость и крепость корней ивы помогает ей «изящно и ловко» противостоять стихийным ситуациям, например, ветра, дождя и холода. Методы практики Мутими похожи на Тинкути. Качество Мутими видно только для посвященных. В элементы практики Мутими также входят Какие, Ма и Маай.

Какие (Kakiе) – способность через прикосновения исследовать возможности противника. Какие также основывается на теории «Упругое» - «Расслабленное», поэтому может быть использовано для определения степени сопротивляемости соперника (твердый/мягкий или жесткий/податливый), его инертности и силы. Какие через первые физические контакты с противником дает представление о его возможностях и помогает избрать лучшую стратегию в победе над ним. Для победы жизненно важно понимать ситуацию боя и быть в состоянии соответственно изменять свою технику.

Ма (Ma) – способность определять необходимое расстояние для удара. Ма – это опыт «продвижения и отступления, встречи и отхода». Ма – это план атак и защит, который «выстраивается» уже в ходе боя с помощью визуализации врага.

Маай (Maai) – способность четко фиксировать место и положение между вами и вашим противником, чтобы была возможность осуществлять Ма.

Все эти навыки помогают в защите, так как вы способны «делать замеры параметров» удара вашего противника, а также рассчитывать свои и его необходимые моменты времени. «Бить, когда возможность представляется» - это аксиома Ма и Маай.

Феса (Fesa) – техники скорости. Практика Каратэ-До должна включать методы развития скорости для обеспечения возможности применения техники. Феса – это главная цель мягких стилей боевых искусств типа Ки-Гонг и Тай-Цы. Но это также жизненно важно и в жестких стилях. Например, в жестких стилях Окинавы (Сёрей-Рю) навыки Тинкути в сочетании с Феса позволяют делать безболезненные для себя удары и блоки, потому что отдельные части тела подготовлены к такому травматическому воздействию.

Синган (Shingan) - «Взор мысли». Образное название Синган дает нам понятие визуализации. Исполняя ката, необходимо визуализировать врагов и их атаки, поскольку это является смыслом ката. Поэтому следует «мысленно» видеть, то есть использовать свое воображение, чтобы визуализировать врага. Мастера боевых искусств могут также использовать визуализацию и в повседневной жизни. Учитель наставляет учеников, чтобы они вообразили себя в различных жизненных ситуациях. Например, что будет, если кто-то напал на вас из-за угла или, когда вы садитесь в автомобиль? Таким образом учитель должен научить и объяснить ученикам важность визуализации. Только тогда у них возникнут необходимые навыки.

Синсё (Shinsho) - «Трехмерное пространство». После изучения азов визуализации можно переходить к Синсё - «умственному изображению». Теперь, следует научиться видеть пространственно, а не линейно, создавая трехмерную картину. Нужно «видеть» ситуацию, кроме непосредственного врага, происходящую вокруг. Это позволяет достичь большего реализма. С помощью ката можно научиться отслеживать количество и маневры врагов и, соответственно, избирать тактику своих действий. Визуализация должна быть настолько реальной, чтобы она абсолютно соответствовала действиям в жизненной ситуации, только тогда практика ката будет эффективной. Практика ката позволяет прочувствовать реальный бой без травматизма. С хорошей визуализацией, тело и разум испытывают те же экстремальные нагрузки, что и в реальном сражении. Тренированный через визуализацию в ката разум не пугается в стрессовой ситуации.

Синдзо (Shinzo) - «Особое чувство». После овладения навыками синсё, то есть «видения» боя в трехмерном пространстве, следует добавить сенсорные восприятия. Нужно реально чувствовать в ката, как руки хватают запястья, плечи или тело врага, или слышать крадущиеся сзади шаги. В реальном бою – это все может спасти жизнь. Например, если вы спиной к солнцу, то можно увидеть тень врага, стремительно приближающегося сзади. Отражение в окне дома, в зеркале или на воде могут стать предупреждением и спасти жизнь. Все эти «подсказки» тоже можно практиковать через ката.

Дзадзэн (Zazen) – это практика созерцания (не путать с достижением пустотности в Му-Син!). Дзадзэн сродни самогипнозу или глубокой терапии расслабления, поэтому часто практикуется в Каратэ-До и после тренировки или ката. Дзадзэн это также вспомогательная практика для техник дыхания, Ки, Тинкути, Камай и Му-Син. Дзадзэн имеет свои уровни достижения – сосредоточение на Разуме и достижение состояния глубокого физического и умственного расслабления.

Для лучшего понимания сосредоточения и приведения в гармонию (сбалансированности) умственных и физических возможностей используется образ Хара. Он основан на центре жизни или балансе тела человека – Танден (Tanden), находящемся ниже пупа. В Танден «накапливается и исходит» Ки или поток жизненной энергии, используемый в ударах. Чем меньше у вас Ки, тем вы слабее перед Ки противника. Поэтому в ежедневной жизни нужно всегда помнить о Хара и не растрачивать понапрасну, а через гармоничное состояние накапливать свое Ки. Увеличение уровня Ки ощущается как возникновение согласованности между Разумом и телом. Разум начинается «делиться мудростью» с вашим телом – тело начинает учиться само «думать» без использования «услуг» разума.

Му-Син (Mu-Shin) или Фудо-Син (Fudo-Shin) - означает «Недуманье», «Неозабоченность» или «Первоначальный разум». Психическое состояние должно соответствовать Му-Син с подключением физического состояния Камай. Именно в таком состоянии человек мысленно и физически готов дать отпор любой атаке. В «разгруженном» состоянии разума тело способно реагировать само автоматически правильно - без траты времени на размышления. Му-Син - это сознательный процесс устранения обдумывания, как лучше сделать то или иное действие. В результате Му-Син достигается Дзан-Син – чистое, ясное, моментальное понимание Тела, как ему действовать.

Дзан-Син (Zan-Shin) - это постоянное состояние готовности в отношении возможной или возникшей опасности. Дзан-Син (Zan - отказ и Shin – разум, сердце, сознение) означает одновременное восприятие ментальной и физической реальности, то есть представляет невидимое и одновременно видимое отношение того, что обеспечивает более тонкое понимание сути происходящего действия, которое, по началу кажется, простым. Дзан-Син - это видение происходящего действия или сути предмета более того, что на первый взгляд нашего ума, кажется очевидным, в том числе - потенциальной или скрытой опасности. Надо знать, что реальная опасность всегда осознается нашим умом, как только два возможных варианта исхода – спасение или смерть, что позволяет задействовать все наши психические и физические механизмы, которое в неопасное время у человека выключены. Исключением являются люди, у которых в жизни, в связи с их профессиональными обязанностями, постоянно присутствует возможность смерти.

Состояние Дзан-Син предполагает наличие особой формы умственной деятельности, которая представляет собой напряженную, но беспредметную концентрацию на опасности до, во время и даже после окончания боя. Дзан-Син - это проживание жизни с непрерывной готовностью к опасности до конца жизни. Таким образом готовность, например, возникающая непосредственно перед боем, является только одной из фаз состояния Дзан-Син. Она самая распространенная и наиболее легкая, чтобы ее понять. Дзан-Син делится на 3 фазы, а именно:
«Диффузная тревога» - простой уровень внимания к ситуации, которая еще не развилась, что сопровождается легким умственным напряжением.
«Точная тревога» - уровень, когда внимание фокусируется на уже реально надвигающейся опасности, но ум еще предполагает, что опасную ситуацию еще возможно избежать.
«Напряженная тревога» - уровень, когда опасность умом уже признана и неизбежна, поэтому он начинает включать все реакции тела, необходимые в опасной ситуации.


Любой человек, идущий «Путем воина», в любой возможный момент, обязан всегда пребывать в «Диффузной тревоги», от которой, в случае повышения опасности, он может перемещаться в фазу «Точной тревоги», а затем снова возвращаться к «Диффузной тревоге», если опасная ситуация не получает дальнейшего развития. Все это необходимо для внутреннего баланса, чтобы экономить энергию, но при этом быть в состоянии мобилизации, пропорциональной остроте угрозы. Если человек не пребывает постоянно в «Диффузной тревоге», то в случае увеличения опасности, он из расслабленного состояния попадает в максимальную фазу – «Напряженная тревога» и застигнутый врасплох не способен действовать адекватно ситуации (шок). Другая крайность – это постоянное пребывание в фазе «Напряженная тревога», что может вызвать болезнь и превратить человека в законченного параноика.

Внешне состояние Дзан-Син никак не проявляется. Внешняя поза, физические реакции, внутренняя работа ума, жесты - все непроницаемо и нейтрально. Разум и тело напряжены, но не истеричны. В Дзан-Син не может быть стрессовых состояний и нервных проявлений. Каратэ-До-Ньюмон: «Хорошо обученное тело всегда чувствует опасность». Чтобы достичь Дзан-Син, важно пройти предварительный этап – нужно сначала достичь состояния Му-Син/Фудо-Син (неподвижный/первоначальный разум), то есть уметь действовать напрямую, без мыслей.

Говорят, что мастер Мияги никогда не садился спиной к двери или открытому окну, каждый раз подсознательно выбирая наиболее удобное положение для защиты при внезапном нападении. Перед тем, как лечь спать, он наносил несколько ударов по москитной сетке, проверяя, быстры ли его движения. Однажды, проснувшись ночью, он попросил жену открыть несколько раз двери сёдзи, чтобы проверить с каким звуком они открываются. Рассказывают еще, что жена будила его с помощью палки, чтобы он со сна не навредил ей своими непроизвольными реакциями. Во время еды, Мияги никогда не поворачивал палочки острием к себе, а когда шел по городу, то постоянно контролировал пространство вокруг себя, на случай всяких неожиданностей.

Из статьи Гарри Кука (Harry Cook) Смертельное прикосновение - факт или вымысел (Death Touch - Fact or Fiction), опубликованной в журнале Классические боевые искусства (Classical Fighting Arts): «Это случилось во времена, получения моего первого дана. Однажды я заметил, что он (Фунакоси) задремал на солнце, наслаждаясь его весенней теплотой. И я решил, что это наилучший момент, чтобы проверить его. Я громко крикнул и резко коснулся его. В следующее мгновение, я оказался в положении боком, в трех метрах от того места, где только что стоял, при этом мастер Фунакоси все еще сидел. Я чувствовал боль в левом боку. Удар был настолько силен, что моя рука на некоторое время онемела. Он усмехнулся и сказал, что это нечто кое-что больше, чем нам положено изучать по программе.».

Сей-Тю-До (Sei-Chu-Do) - состояние ясного и холодного ума, который остается таким даже во время смертельной опасности. Внешнее спокойствие человека скрывает напряженную деятельность беспредметной концентрации. Это – умиротворенный человек, свободный от эмоций, не имеющий эго, обладающий видящим ясным и свободным умом, энергией, которая беспрепятственно циркулирует в его теле и направляется им в те места, где она нужна и когда это нужно. Это совершенный союз тела и разума во времени и в пространстве – Мицу-но-Кокоро (дзэн – Mizu-no-Kokoro - «Сознание, подобное воде», в Каратэ – «Здесь и сейчас»).

Эти практики должны сочетаться с другими, например, с Камаэ. Все эти методы отражены в ката и заключаются в специфических позициях ката. Исследование ката является полным, если в его понимании учитываются умственные и физические аспекты.

Гокуи (Gokui) – «Шестое чуство», основные принципы, которые воспринимаются всеми людьми индивидуально. Человек должен стремиться развить в себе гокуи, известную во всех боевых искусствах, способность к ментальному контакту с противником. Только «внутреннее зрение» может помочь ощутить и предвосхитить прием, который собирается применить противник.

Гокуи это признак мастерства в боевых искусствах. Умелый мастер может распознать мысли противника по дрогнувшему мускулу, блеску глаз, выражению лица или вообще трудно выразимому «нечто». Писатель Джо Хаймс в своей книге «Дзэн в боевых искусствах» рассказывал о поединке двух мастеров : «Я ждал завораживающего спектакля с акробатическими прыжками и градом ударов. Но вместо этого я увидел, как два человека замерли в боевых стойках и в течение нескольких минут внимательно изучали друг друга. В отличие от бокса, здесь не было ни финтов, ни пробных ударов. Большую часть времени противники стояли неподвижно, как статуи. Внезапно один из них нанес удар, причем так быстро, что я даже не успел его заметить. Я увидел только, что его противник отлетел назад. Бой был закончен, и оба участника поклонились друг другу.».

Основные принципы Гокуи:
Малое, как правило, быстрее.
Высокое - более медлительно.
Сильное может быть еще сильнее.
Изящное избежит конфликта.
Слабое должно использовать силу мысли.
Больное должно работать и учиться для здоровья.
Здоровье тела зависит от состояния ума.
Мудрое работает над своими слабостями.
Высокомерное никогда не будет понято.


Категория: Ката | Добавил: Sensey
Просмотров: 1482 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.5/2 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Rambler's Top100
Goon
каталог
Портал HotINDEX: знакомства, товары, хостинг, создание сайта, Интернет-магазин, развлечения, анекдоты, юмор, эротика, погода, курсы валют и многое другое!
Copyright Vladimir Golubev © 2024
Конструктор сайтов - uCoz