Осуществлен анализ ката шотокан каратэ-до методами прикладной статистики. Предложена схема оцифровки ката. С использованием матрицы объект-признак выполнен анализ главных компонентов, выявлены зависимости между признаками. В пространстве шести главных компонентов осуществлен кластерный анализ ката
1. Решил заниматься боевыми искусствами, для чего? а) научиться драться, б) от нечего делать, в) за компанию с другом, г) из любопытства, д) есть желание стать великим мастером или спортсменом, е) из зависти, ё) завести новых друзей, ж) чтобы все боялись, з) родители привели, и) для того, что бы стать тренером, командовать учениками и зарабатывать на этом деньги, к) и еще много поводов для того, чтобы признаться в этом только самому себе!
Гитин Фунакоси был сторонником духовной стороны каратэ-до и придавал этой стороне большее значение, чем боевой технике. Он часто предупреждал своих учеников: «Без вежливости дух каратэ теряется». Каратиста должны отличать смирение, доброта и скромность, хотя будет неправильным понимать это как покорность и слабость. При демонстрации ката необходимо проявлять храбрость и уверенность в собственных силах.
С чистотой развития приемов от базовой техники до кумитэ, создаётся впечатление оторванности этих требований от реалий, и возможность изучения каратэ без необходимости изучения ката. Не должны ли мы просто забыть эту «груду хлама» и заняться делом изучая удары руками и ногами непосредственно с партнером? С достаточной практикой, большинство людей может разучивать удары против кого угодно, где угодно и когда угодно с цепной, методичной, и логичной системами подводящими к поединку. Однако, ката это сторона проблемы. Они не играют логической роли в изучении базы или канона Шотокан, они - часть в нашей тренировке развития собственного стиля боя.
Европейский способ мышления, сформированный путем особых социально-психологических традиций, основан на конфликтном взаимодействии между психическими структурами. При этом психика разорвана на дуальные (двойственные) состояния. Это чувство и долг, эмоциональное и интеллектуальное, словесное и образное, сознательное и бессознательное, логическое и интуитивное. В процессе выполнения какой либо деятельности мы постоянно отдаем себе приказы, заставляем себя выполнять то, чего нам зачастую не хочется. Отсюда возникают постоянные внутренние конфликты, комплексы, чувство раздвоенности, состояние безысходности и т. д.