В 1935 году был организован “Всеяпонский комитет по каратэ", который принял решение построить в Токио первое в Японии додзё каратэ. Автор проекта — архитектор Тосима начал строительство додзё в районе Дзёсигая уже летом, а в начале 1936 года Фунакоси в возрасте шестидесяти восьми лет (!) впервые открыл его двери. В знак уважения к своему мастеру ученики Фунакоси назвали это додзё “Сётокан” (“Додзё мастера Сёто”) по литературному псевдониму Фунакоси. Символом нового додзё, а потом и всего стиля стал Тигр. Каким образом связаны между собой название нового додзё (и стиля) и образ Тигра? В настоящее время существует две основных версии возникновения этого мон.
1. Согласно первой версии, образ Тигра связан с воспоминаниями Фунакоси Гитин о годах его юности на Окинаве. Сам Фунакоси пишет об этом следующее: “Меня часто спрашивают, как я выбрал себе псевдоним “Сёто”, ставший названием нового додзё. Слово “сёто” в японском языке означает буквально “сосновые волны” и не имеет какого-то скрытого тайного смысла. Тем не менее, мне хотелось бы рассказать, почему я его выбрал. Мой родной город Сюри окружён холмами, которые покрыты густыми лесами из криптомерий (японских сосен) и других субтропических растений. Среди холмов лежит гора Торао, принадлежащая барону Тёсукэ Иэ, который после моего приезда в Токио стал одним из моих первых покровителей. Слово “торао” в переводе означает “хвост тигра” и особенно подходит в данном случае, потому что гора была очень узкой и так густо заросла криптомериями, что действительно напоминала хвост тигра, если смотреть на неё издали. В свободное время я любил прогуливаться вдоль горы Торао. Особенно хорошо было гулять ночью в полнолуние или при ясном небе, когда было светло от звёзд. В такое время, если подует лёгкий ветерок, можно было услышать шорох сосен и постичь всепоглощающую тайну бытия. Для меня этот шорох был божественной музыкой.
Поэты всего мира воспевают в своих стихах таинство леса. Меня всегда влекло то завораживающее одиночество, которое символизирует лес. Моя любовь к природе была, вероятно, особенно сильной, потому что я был единственным сыном в семье и слабым ребёнком в детстве. Однако, после сказанного, было бы преувеличением считать меня нелюдимым. Тем не менее, после тяжёлой тренировки я больше всего любил гулять в одиночестве…
…я занимался каратэ уже несколько лет и, чем глубже я познавал это искусство, тем больше проникался его духовной сущностью. Наслаждаться одиночеством, слушая шелест ветра в верхушках сосен, по-моему, есть лучший путь к достижению спокойствия разума, столь необходимого в каратэ. Это было частью моей жизни в раннем детстве, и я решил, что лучшего псевдонима, чем “Сёто”, для моих стихов мне не найти. Прошли годы, и мой псевдоним стал известен больше, чем имя, данное мне родителями при рождении. Часто случалось, что люди меня не признавали, если я не добавлял к своему имени Фунакоси псевдоним Сёто”.
Изображение Тигра, которое обычно используется, как символ Сётокан каратэ ( это традиционный китайский образ, который означает, что “тигр никогда не спит”). Этот образ символизирует “постоянную готовность бдительного тигра и ясность мирного сознания”, которые мастер Фунакоси испытывал, слушая шелест сосновых волн на горе Торао. Фунакоси сам выбрал этот символ, вспоминая о своей юности.
2. Согласно второй версии, этот символ был создан художником Косуги Хоан, который был одним из первых учеников Фунакоси в Токио. Именно Косуги удержал Фунакоси в столице и подал ему мысль о создании первого учебника по каратэ.
Косуги был хорошо известен в кругах интеллигенции и возглавлял организацию художников “Клуб Тополей Табата”. Когда Косуги обратился к Фунакоси с просьбой написать книгу о каратэ, он обещал будущему автору, что лично оформит её и придумает рисунок на обложку. Слово своё он сдержал, и первая книга Фунакоси была иллюстрирована рисунками Косуги, а её обложку украсило знакомое теперь всем каратэка Сётокан и Сётокай изображение тигра.
Идея этого символа возникла у Косуги из выражения “Тора но маки”, которое в Японии обозначает официально написанный документ по какому-то искусству, используемый как источник для его изучения. Так как ранее книг о каратэ не существовало, Косуги Хоан сказал Фунакоси, что его первая книга является “тора но маки” по каратэ. Однако слово “тора” также означает “тигр”, поэтому Косуги выбрал символом каратэ Тигра и нарисовал его на обложке книги.
Сегодня невозможно определить, какая из версий возникновения мон является более предпочтительной. Правдоподобны обе версии. Важно другое: найденный образ очень ярко отражает лучшие боевые и нравственные принципы стиля Сётокан.
Ресурс: dao.tomsk.ru
|